Власти Китая попросили Alibaba избавиться от медиа-активов — только Компартия может контролировать общественное мнение

Правительство Китая попросило компанию Alibaba Group, широко известную как владелец торговой площадки Aliexpress, избавиться от своих медиа-активов. Люди, знакомые с этим вопросом, заявляют, что просьба обусловлена тем, что Пекин обеспокоен растущим влиянием техногиганта на общественное мнение в стране.

Обсуждения по этому поводу ведутся с начала этого года. По словам источников, власти Китая были потрясены тем, насколько широко интересы Alibaba представлены в СМИ. Они попросили компанию разработать план значительного сокращения её медиахолдингов. Alibaba, основанная миллиардером Джеком Ма (Jack Ma), за многие годы собрала внушительный портфель медиа-активов, который включает в себя печатные, эфирные, цифровые СМИ, а также социальные сети и рекламный бизнес. Среди самых известных активов компании стоит отметить долю в соцсети Weibo, а также в South China Morning Post — ведущей англоязычной газете Гонконга. Некоторые из этих холдингов принадлежат компаниям, зарегистрированным в США.

Источники сообщают, что правительство Китая рассматривает такое влияние как серьёзный вызов правящей Коммунистической партии и её собственному пропагандистскому аппарату. Отдел пропаганды компартии Китая не ответил на официальный запрос с просьбой прокомментировать ситуацию. Alibaba также воздержалась от комментариев, заявив лишь, что она является пассивным финансовым инвестором в медиа-активы и не вмешивается в повседневную деятельность компаний, а также не влияет на редакционные решения.

Стоит отметить, что обсуждение вопроса о продаже активов Alibaba является последним на данный момент событием в серии стычек между официальным Пекином и основавшим Alibaba Джеком Ма (Jack Ma). В прошлом году китайский лидер Си Цзинпин (Xi Jinping) лично сорвал планы дочерней компании Alibaba Ant Group, работающей в сфере финансовых технологий, по размещению её акций на фондовой бирже. Он объяснил это беспокойством по поводу сложной структуры собственности Ant и опасениями, что такой шаг подвергает риску финансовую систему страны.

Джек Ма

Стоит также отметить, что антимонопольные регулирующие органы Китая собираются оштрафовать Alibaba более чем на $975 миллионов за антиконкурентные практики. Кроме того, от компании потребуется положить конец политике, запрещающей продавцам реализовывать свои товары как на площадках Alibaba, так и на конкурирующих платформах.

В последние годы, официальные лица Китая высказывали всё больше опасений по поводу влияния Alibaba на СМИ. Эти опасения усилились после того, как в прошлом году с Weibo была удалена масса сообщений о предполагаемой внебрачной связи одного из руководителей компании. Последовавшее за этим расследование подтвердило, что за удалением записей стоит Alibaba. Тогда власти страны заявили, что только Коммунистическая партия Китая может контролировать общественное мнение на любых медиа-платформах, и что частный сектор не должен брать на себя эту роль.

Пока неясно, придётся ли другим крупным компаниям Китая продать свои медиа-активы. Стоит отметить, что влиятельными СМИ владеют такие компании из Поднебесной, как Tencent и ByteDance. Вполне вероятно, что после решения вопроса с Alibaba власти Китая займутся и их деятельностью.

Вернуться назад